Продолжая
тему Пасхи, хотел бы вновь акцентировать внимание на ее самой сути. Давайте
немного разберемся, абстрагировавшись и от учений всех церквей, и даже от
Библии.
Что
по сути важнее для христианина: факт принесения Иисусом себя в жертву (т.е.
Пасха Христова) за грехи наши либо его последующее Воскресение?
Сложный
вопрос. Но выбирать – это значит поддаться компромиссу.
Нужно
рассматривать оба события как связанные, однако это не значит, что Пасха – это
и есть Воскресение. Нет. Пасха – это жертва, и Иисус Христос заклан за нас. А
Воскресение – это событие, подтверждающее, фактически, божественное
происхождение Иисуса. Оно не является логическим продолжением самой Пасхи, но,
как предсказывал сам Христос, связано с Пасхой.
Итак,
Христос стал для нас Пасхой, Агнцем, закланным за всех людей. Для этого он и
пришел на землю, как и предсказывал еще пророк Исайя за несколько столетий до
Рождения Христа.
Как
и почему Пасха иудейская стала Пасхой Христовой – читаем в Писании, например:
1-е Послание Коринфянам, 5
7Итак,
очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны,
ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. 8Посему станем
праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с
опресноками чистоты и истины.
Фактически,
апостол утверждает о том, что Пасха ветхозаветная завершена, а христианам
подобает праздновать Пасху Христову.
Может
быть, именно это сподвигло служителей церквей 4-го века принять решение о
разделении Пасхи еврейской и Пасхи Христовой.
В
частности, в 325 году на 1-м Вселенском соборе, прошедшем в Никее, установили «не
справлять Пасху по-иудейски».
Согласно
1-му правилу Антиохийского cобора (341 год), принятое в Никее постановление
гласило:
«Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ,
пресвитер или диакон после сего определения дерзнет, к развращению людей и к
возмущению церквей, особиться, и с иудеями совершать Пасху, то такового святой
Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, как соделавшегося не только виной
греха для самого себя, но и причиной расстройства и развращения многих. И Собор
не только таковых отрешает от священнослужения, но и всех, дерзающих быть в
общении с ними, по их извержении из священства»
Как видим, желание
многих христиан отделиться от иудеев было выше наставлений Господа и Его
апостолов, как заповедано в Библии. В итоге в церквях, где преобладали «бывшие»
язычники, изменилось смысловое наполнение Пасхи: вместо воспоминания о Вечере и
о заместительной смерти Христа (Пасхи), был введен новый праздник, посвященный Воскресению
Иисуса, назвав его ветхозаветным термином Пасха и переместив его с 14-го Нисана
на воскресенье после Иудейской Пасхи.
Приведу
здесь некоторые исторические свидетельства первых веков о спорах вокруг Пасхи,
почерпнутые мной на других сайтах.
Итак, раннехристианский
писатель Иероним Стридонский (342 - 420 гг.) утверждал в Комментарии на
Евангелие от Матфея (гл. XXV ст. 6), что первые христиане в день иудейской
Пасхи ночью на рассвете ожидали возвращения Христа:
«По
иудейскому преданию, Христос придет среди ночи, подобно исходу из Египта,
когда совершалась Пасха и проходил губитель, и Господь снизошел на кровли,
и кровью агнца были освящены косяки входов наших. Отсюда, по моему мнению,
возникло и предание апостольское, чтобы в день кануна Пасхи до наступления
половины ночи не позволяли отпускать народ, ожидающий пришествия Христова».
Евсевий
Памфил (263—340 гг.) в V томе (п. 24) Церковной истории приводит письмо
асийского епископа Поликрата к епископу Рима Виктору о праздновании Пасхи 14
Нисана:
«Мы
строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем.
В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день
пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа,
одного из двенадцати, который покоится в Иераполе …; Иоанна,
возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу,
свидетеля и учителя, который почивает в Эфесе; и Поликарпа Смирнского,
епископа и мученика; и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который
покоится в Смирне. Говорить ли о Сагарисе, епископе и мученике, который
покоится в Лаодикии, о блаженном Папирии, Мелитоне евнухе, целиком жившем в
Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из
мертвых. Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца)
по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, самый
малый из вас, поступаю так, как передано мне моими родственниками; им следую».
Далее он
цитирует рассказ богослова епископа Лиона Иринея (прибл. 130-202 гг.) о споре
епископа Поликарпа с епископом Рима Аникетом, в котором Поликарп настаивал на
праздновании Пасхи 14 Нисана:
«Ни Аникита
не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с
Иоанном, учеником Господа, и обращаясь с остальными апостолами, ни Поликарп
не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что обязан сохранять обычаи
предшествовавших ему пресвитеров».
Пасхальный
спор не утихал до IV века. Евсевий Памфил (263—340 гг.) в труде «Жизнь Константина»
(кн. 3, гл. 5) относил вопрос о Пасхе к одной из главных причин созыва
императором Константином I Вселенского собора:
«Появилась
… так долго свирепствовавшая болезнь … разногласие касательно
спасительного праздника Пасхи. Одни утверждали, что в этом должно следовать
обычаю иудеев, другие, - напротив, говорили, что надобно тща¬тельнее
наблюдать время и никак не следовать заблуждению людей, чуждых евангельской
благодати … все народы много уже лет касательно сего предмета находились в
разногласии».
Однако даже
после запрета празднования Пасхи 14 Нисана споры о ней не утихли. До сих пор
западная (ныне католическая) и восточная (ныне православная) церкви не могут
прийти к единству в вопросе о дате празднования Пасхи и отмечают ее в одно из
воскресений весны, определяя его каждая по своим методикам, с использованием
разных календарей (католицизмом – григорианского, православием - юлианского),
поэтому чаще всего по разным дням.
Итак,
как же христианам заповедано праздновать Пасху? Так же, как и в Ветхозаветные
времена либо как-то по-особому?
Обратимся
к Библии, и мы увидим, что Новозаветная Пасха – это, фактически, есть Евхаристия.
При
этом сам Христос еще до установления таинства Евхаристии на Вечере подробно
объяснил народу и ученикам, для чего нужно вкушать Плоть и пить Кровь Сына
Человеческого: чтобы получить жизнь
вечную и воскреснуть в последний день (Ин. 6:53-54). Более того, Христос
говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь пребывает во Мне, и я в Нем. Как послал Меня жывый Отец, и я живу Отцем,
так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:56-57).
Значительная
часть христиан первых трех веков Пасху, как и иудеи, отмечали вечером 14 Нисана
по еврейскому лунно-солнечному календарю в независимости от дня недели. Этот
факт также не оспаривается ни историками, ни богословами. Конечно, праздник сильно
отличался от иудейского. Не было в нем ни агнца, ни горьких трав (см. Исх.
12:1-14, Чис. 9:1-12). На Пасху совершалась, как я уже упомянул, евхаристия -
преломление хлеба и причастие вином (см. Лук. 22:14-20, Мф. 26:26-28, Марк.
14:22-24). Именно так заповедал Иисус и учили апостолы.
Кстати,
в 2014 году, по моим скромным подсчетам и по лунному календарю, время Вечери
приходится на 14 апреля (вечером), Пасхи – на 16 апреля, вечер (т.е. фактически
– вечер 15 апреля – день 16 апреля до вечера), Воскресения – на 17-18 апреля
(вечер четверга – пятница до вечера). Не забываем про Субботу Господню (4-я
заповедь).
Так
что празднование Пасхи Христовой по этим правилам – 16 апреля (среда),
Воскресения Христа – 18 апреля (пятница).
Если
же равняться чисто на дни недели, как принято в современных церквях по
современным календарям, то, согласно приведенным в Библии данным, Вечеря
придется соответственно на вечер четверга (17 апреля), Пасха (распятие) – на
пятницу (18 апреля), а Воскресение – соответственно на воскресенье (20 апреля).
Лично
я не вижу особой хулы на Господа в праздновании Пасхи в иной день. Ведь в любом
случае это – не день рождения, дата проведения которого у каждого человека (в
большинстве случаев) точно известна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий