Так как многие из моих знакомых
являются военнослужащими, а я с некоторых времен «открыл» для себя соблюдение
Заповедей Божиих в том виде, в котором они были даны Господом Моисею на
каменных скрижалях, а потом, с заключением Нового Завета – записаны в сердцах
наших, то для меня немного актуализировался вопрос соблюдения 4-й заповеди, то есть соблюдения
субботы.
Работать по
субботам - это нарушение заповеди об отдыхе в день субботний.
«8Помни день субботний, чтобы
святить его; 9шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, 10а
день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни
ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни
осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11ибо
в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день
седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.»
(Исход, 20)
Но, проведя
небольшое расследование, я пришел к выводу, что в некоторых случаях выход
на службу в субботу не является нарушением.
Поясню.
В Библии
сказано, что левиты должны были охранять скинию собрания во все дни, то есть и
в субботу тоже. Из этого делаю вывод, что для них охрана скинии либо не
является работой.
Подтверждение
находим в следующих местах:
Числа,
3
28По счету всех мужеского пола,
от одного месяца и выше, восемь тысяч шестьсот, которые охраняли святилище.
1-я
Паралипоменон, 9
19Шаллум, сын Коре, сын Евиасафа,
сын Корея, и братья его из рода его, Кореяне, по делу служения своего, были
стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень. […] 23И
они и сыновья их были на страже у ворот дома Господня, при доме скинии.
1-я
Паралипоменон, 24
27Посему, по
последним повелениям Давида, исчислены левиты от двадцати лет и выше, 28чтоб
они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в
пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой
службы при доме Божием, 29для наблюдения за хлебами предложения и
пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепешками, за печеным,
жареным и за всякою мерою и весом, 30и чтобы становились каждое утро
благодарить и славословить Господа, также и вечером, 31и при всех
всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по
числу, как предписано о них, - постоянно пред лицем Господа, 32и
чтобы охраняли скинию откровения и святилище и сынов Аароновых, братьев своих,
при службах дому Господню.
Но мы не левиты.
Поэтому продолжил свои поиски. И нашел довольно интересные места, на которые
ранее почему-то не обращал внимания.
Так, в
некоторых стихах Библия приводит довольно любопытные ситуации с людьми,
принадлежащими к различным профессиям. Здесь имею в виду такие профессии, как сотники
(то есть воины, военнослужащие) и телохранители. В частности, таковым был
прямой наказ охранять вверенное им здание, имущество, а также покой самого
царя, помазанника Божия, и его покоев:
3-я
Царств, 14
27И сделал царь Ровоам вместо них
медные щиты и отдал их на руки начальникам телохранителей, которые охраняли
вход в дом царя. 28Когда царь выходил в дом Господень, телохранители
несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей.
Следует
полагать, что Ровоам входил в дом Господень не только по обычным дням, но и по
субботам.
Идем далее.
Священник Иодай,
слуга Господний, собрал целый «батальон» сотников, телохранителей и скороходов
(т.е. тех, которые быстро доставляют сообщения, связисты, по-нашему), заключив
с ними договор (т.е. установив служебные отношения) и дав им прямое указание
охранять царский дом, даже в субботу:
4-я
Царств, 11
4В седьмой год послал Иодай, и
взял сотников из телохранителей и скороходов, и привел их к себе в дом
Господень, и сделал с ними договор, и взял с них клятву в доме Господнем, и
показал им царского сына. 5И дал им приказание, сказав: вот что вы
сделайте: третья часть из вас, из приходящих в субботу, будет содержать стражу
при царском доме; 6третья часть у ворот Сур, и третья часть у ворот
сзади телохранителей, и содержите стражу дома, чтобы не было повреждения; 7и
две части из вас, из всех отходящих в субботу, будут содержать стражу при доме
Господнем для царя; 8и окружите царя со всех сторон, каждый с
оружием своим в руке своей; и кто вошел бы в ряды, тот да будет умерщвлен. И
будьте при царе, когда он выходит и когда входит. 9И сделали сотники
все, что приказал Иодай священник, и взяли каждый людей своих, приходящих в
субботу и отходящих в субботу, и пришли к Иодаю священнику.
То есть на
практике получается, что покой одних людей в субботу не означает стопроцентного
покоя для таких профессий, как сотники, телохранители и скороходы. Напротив,
субботний покой должен быть обеспечен, его нужно охранять, и решение этих задач
возложена именно на них – на сотников и телохранителей.
Будет ли это
нарушение 4-й Заповеди? Является ли служба в таком виде работой, то есть делом?
В Библии я не
встретил (пока что) ни одного места, где несение службы «в карауле» в субботний
день расценивалось бы как нарушение субботы.
В итоге делаю
вывод: несение службы сотниками и
телохранителями не есть нарушение 4-й заповеди…
Еще в Библии
находим места, где «охрана» осуществлялась даже в день субботний. Никто не
пишет, что это не есть нарушение заповеди, но и обратного тоже нет. Можно
сделать вывод, что профессия или выполнение обязанностей стражника в любой день
– это долг, это то, что способствует покою остальных людей:
Неемия,
4
7Когда услышал Санаваллат и
Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские
восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно.
8И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его.
9И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и
ночью, для спасения от них.
Неемия,
13
19После сего, когда смеркалось у
ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы
не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы
никакая ноша не проходила в день субботний. 20И ночевали
торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. 21Но я
строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете
это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в
субботу. 22И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли
содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня,
Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!
Теперь
рассмотрю такой пример.
В субботу меня
военнослужащего ставят в наряд. Это практически такой же случай, как описан в 3-й и 4-й
книгах Царств. В задачи военнослужащего входит обеспечение сохранности здания, имущества,
слежение за тем, как несут службу его подчиненные, выполнение поручений начальства
(сходи-принеси-подай-проводи и т.п.). Естественно, охрана режимных зданий
обеспечивается на высоком уровне, то есть не голыми руками.
Является ли
это нарушением 4-й заповеди?
Попробую
разобраться и провести сравнительный анализ.
Итак.
Сотники
и телохранители Ветхого завета
|
Соответствие
|
Современный военнослужащий
|
Скорее всего,
верующие иудеи, для которых заповеди – это закон.
|
100%
|
Верующий человек,
для которого заповеди Божьи – это моральный и этический закон.
|
Назначаются в
наряды (для охраны) вышестоящим начальством
|
100%
|
Назначаются в
наряды (для охраны) вышестоящим начальством
|
Их начальство
верующее
|
0
|
Начальство,
скорее всего, неверующее и/или не соблюдающее субботу
|
Выполняют задачи с
оружием в руках (чаще всего)
|
50%
|
Выполняет задачи с
оружием в руках (только в нарядах)
|
Обеспечивают покой,
в том числе в день субботний, других лиц (царей, священников, простых людей)
|
100%
|
Содействует
обеспечению покоя, в том числе в субботний день, других лиц (руководства
страны, командования вооруженных сил, священников всех деноминаций, простых
людей)
|
Простым
подсчетом можно сказать, что степень соответствия задач и некоторых
других обстоятельств тем сотникам и телохранителям из Ветхозаветных времен
составляет 70%. А это внушительно.
Вопрос о том,
является ли начальство верующим и (или) соблюдающим субботу я включил для того,
чтобы было понятно, сознательно ли военнослужащим говорят нести службу в субботу или
начальству «до фонаря». В указанном случае, скорее всего, «до фонаря». Именно
поэтому и вышло 70%.
Печально лишь
то, что иногда в субботу военнослужащим приходится делать практически такие же задачи, как
и в другие дни. Но, опять-таки, это – служба. Тем самым есть участие военнослужащего в обеспечении
покоя других. А не учил ли Иисус творить добрые дела в субботу?
Заканчивая
свои сегодняшние измышления, хотел бы провести параллели с соблюдением субботы
в книгах Нового Завета непосредственно Иисусом Христом и Его борьбы с
фарисейским «каменным» толкованием соблюдения дня субботнего.
Матфея,
12
9И, отойдя оттуда,
вошел Он в синагогу их. 10И вот, там был человек, имеющий
сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять
в субботы? 11Он же сказал им: кто из вас, имея
одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не
вытащит? 12Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в
субботы делать добро. 13Тогда говорит человеку тому: протяни руку
твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. 14Фарисеи
же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его.
Глубоко вникая
в смысл сделанного Спасителем, посмею провести тонкую параллель с тем, что приходится военным иногда делать по субботам, то есть не нести службу в наряде, то есть
охранять, а решать задачи, аналогичные будним дням…
Есть ли у кого
право сравнивать? «Можно ли исцелять в субботы?» Ведь если военный не сделает
порученного, он может нанести вред своему начальству, которое нанесет вред
вышестоящему начальству, покой которых в день субботний будет нарушен, даже если
они не соблюдают такой день… И семья может быть затронута косвенно
(например, лишат премии или оставят на службе намного дольше)… Можно ли
тогда не выполнять задачи в субботу, если знаешь, что будет плохо? Ведь
и написано: «23ибо непокорность
есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство»
(1-я Царств, 15).
Я всем сердцем
хочу, чтобы несение службы в субботы не было нарушением субботнего покоя
для других, особенно для семей.
И в
заключение, говоря о библейских сотниках вообще, не могу не привести такой вот
отрывок из Евангелия от Матфея:
Матфея,
8
5Когда же вошел Иисус в
Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6Господи!
слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7Иисус
говорит ему: Я приду и исцелю его. 8Сотник же, отвечая, сказал:
Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но
скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9ибо я и подвластный
человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю
одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит;
и слуге моему: сделай то, и делает. 10Услышав
сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно
говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11Говорю
же вам, что многие придут с востока и запада и
возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12а сыны
царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13И
сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе.
И выздоровел слуга его в тот час.
Комментариев нет:
Отправить комментарий