суббота, 15 ноября 2014 г.

Что такое церковь и причём тут Христос

В данной заметке постараюсь порассуждать на тему церкви. Что это такое, почему это понятие ныне у многих неправильно ассоциируется, например, только лишь со зданием или самой религиозной организацией. Однако учение Христа и Его апостолов содержало и содержит совсем другое понимание самой сути Церкви Божией.

Итак, в Библии слово "церковь" упоминается, если я правильно посчитал, 107 раз, слово "церковный" - 1 раз. Ещё в нескольких местах речь идёт о церкви, но самого слова нет. В конце статьи я приведу все отрывки из Писания, содержание слово "церковь".

И во всех без исключения случаях (если не принимать во внимание погрешности Синодального перевода в сравнении с подстрочником с греческого) под церковью понимается собрание верующих, верующих во Христа, то есть христиан. Кстати, в переводе с греческого слово "ἐκκλησία" (экклесия) и означает собрание.

"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. " - Матфея, 18:15-17

Здесь мы видим чёткий посыл от Спасителя обращаться к собранию, некой общности людей, последователей Христа. Под церковью понимается сообщество единомышленников в количестве более двух людей.

"Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви." - Деяния, 2:47

Прилагал к церкви - значит, присоединял к тому сообществу уверовавших во Христа, а вовсе не вынужденных ходить в какое-то здание и совершать непонятные ритуалы и обряды, а ещё иногда и на незнакомом языке.

"Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу." -
Деяния, 12:5
 

Итак, везде, где ни встречалось бы это слово, имеется чёткий отсыл именно к сообществу людей, а не организации и зданию.

В некоторое заблуждение, по-моему, могут ввести отдельные фразы из посланий Павла, например:

"Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы." - Колоссянам, 4:14-16

"Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа." - 2-е Фессалоникийцам, 1:1-2

В них слово "церковь" употребляется вместе с прилагательным, обозначающим местность: Лаодикия, Нимфан, Фессалоника (Салоники) и т.д. Естественно, Павлу было легче вести диалог не с "толпой" верующих, а через рукоположенных им же или другими апостолами и учениками Христа служителей - епископов, пресвитеров, пасторов.

Конечно же, уже "тогдашняя" церковь уже таких сопастырей. Однако всем таким "сопастырям" было заповедано лишь присматривать и наставлять "стадо", а вовсе не подменять собой Господа. Вот, что писали апостолы Павел и Иоанн о таких случаях:

Павел:
"Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;" - Деяния, 20:26-29

Иоанн:
"Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви." - 3-е Иоанна, 1:9-10

Здесь видно, что уже в первоапостольские времена появлялись люди, желавшие заполучить себе славу, которая принадлежит только Господу.


 Логично предположить, что под словом "ἐκκλησία" можно было бы понимать и здание, в котором собиралась паства. В Синодальном переводе это можно увидеть (если захотеть) в следующих строках:

"Жены ваши в церквах  да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви." - 1-е Коринфянам, 14:34-35

Но, если принимать во внимание значение слова "экклесия" как "собрание", то станет понятно, что имеется в виду вовсе не здание, а встреча верующих, например, с целью молитвы, заслушивания посланий, преломления хлеба или просто для бесед на тему спасения и веры в Иисуса. Таким образом, данные стихи можно рассматривать как не совсем точно переведенные ("жены ваши в церквах да молчат" --> лучше "жены ваши в ходе собраний церквей да молчат"; "ибо жене неприлично говорить в церкви" --> "ибо жене неприлично говорить в собрании церкви").

Один из наиболее "уязвимых" стихов в плане возможной интерпретации "эккслесии" как здания, является следующий:

"Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины."
В редакции Восточного перевода смыслового (CARS): "чтобы, если я и задержусь, ты бы знал, как следует вести себя в доме Всевышнего. Этот дом - святой народ верующих, принадлежащий живому Богу, опора и утверждение истины... ) - 1-е Тимофею, 3:14-15

Здесь можно подумать, на основе Синодального перевода, что дом - это церковь. Но на самом-то деле Павел говорит о том, как надобно Тимофею вести себя на собрании церкви, то есть верующих. И месту собрания тут вовсе не придаётся значения, но самому факту.

Итак, Церковь - это собрание. А что же, в свою очередь, означает церковь, как собрание людей, для Господа Бога?

Сообразно тому, как наше тело состоит из частей, вместе скрепленных, так и церковь является ни чем иным, как Телом Христа. Вспомним, как писал об этом апостол Павел: 

"...и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем." - Ефесянам, 1:19-23

"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие..." - Колоссянам, 1:24-25

Остался ещё один стих, который вообще не связан со зданиями, но на котором, возможно, построена одна из доктринальных основ Католической церкви - это "первоапостольство", якобы данное Петру Христом. Поводом является вот этот стих:

"...и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее" - Матфея, 16:18

Конечно же, дословное цитирование, на первый взгляд, безоговорочно говорит о том, что Церковь якобы стоит и построена на Петре-камне. Однако, не впадая в горячку прочитанного и вырванного из контекста, постепенно анализируя, можно придти к выводу, что речь идёт вовсе не на Петре, а на истине, том "камне", который сам Пётр изрёк: "Ты — Христос, Сын Бога Живого" (Матфея, 16:16). Далее просто идёт своеобразная игра слов: Пётр - Petroz, камень - petra. Именно petra, а не Petroz, имеется в виду под словом "камень", на котором будет основана Церковь. То есть не Пётр, а истина, которую он сказал. Более того, нигде в новозаветных книгах не упоминается Пётр как основа церкви, но всюду только верующие и только Иисус. Ведь Пётр - такой же сослужитель, как и другие апостолы, равный всем.

Кстати, данной точки зрения придерживаются не только протестанты, но также православные, "недолюбливающие" католицизм за его фактические стремление делать непогрешимым папу римского... В том числе не в последнюю очередь по причине этого стиха.

Подводя краткий итог своему небольшому исследованию, скажу следующее. Под словом "церковь" в Библии понимается собрание, сообщность верующих во Христа, то есть христиан.

В то же время в некоторых местах в Библии церковь, по сути - народ Божий, сравнивается также с образом невесты Христа. Вот, например, как Иоанн пишет в Откровении:

"И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. ... И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога."- Откровение, 21:2, 9-10

Для тех, кто не сильно вдумывается в смысл сказанного через апостолов, может показаться, что они ... .мммм.... бредят. Один говорит, что церковь - это Тело Христа, другой - что это Невеста Агнца. Однако таких мыслей не возникнет у того, кто внимательно читает Библию, исследует её, а не просто листает, выискивая "удобные" для себя стихи.

Вот, что сказано ещё в ветхозаветные времена про мужчину и женщину, про жениха и невесту, про мужа и жену:

"И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть." - Бытие, 2:23-24

Таким образом, никакого противоречия нет и быть не может. Тело Христа - это Церковь, которая в настоящее время пребывает на Земле. Её оставил от себя здесь Иисус, посеяв Её семя для произрастания. Это - все истинно верующие в Спасителя, принявшие Его и ожидающие момента, когда Он придёт, чтобы взять себе Невесту, навечно соединившись с Ней. И тогда наступит истинное Царствие Христа, как описано в книге Откровения.

Здоровья и мира всем. Аминь.

===========================================================================
Выдержки из Библии, содержащие слово "церковь" и "церковный":



17Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; 19и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Матфея, 16:17-19

15Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. 18Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Матфея, 18:15-20

6Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. 9Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
Матфея, 27:6-9

46И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Деяния, 2:46-47

9Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. 10Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. 11И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. 12Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
Деяния, 5:9-12

1Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. 2Cтефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. 3А Савл терзал церковь, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
Деяния, 8:1-3

21И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
Деяния, 11:21-22

5Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
Деяния, 12:5

1В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
Деяния, 13:1

23Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. 24Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию 25и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. 27Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. 28И пребывали там немалое время с учениками. (Павел и Варнава)
Деяния, 14:23-28

3Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. (Павел и Варнава). 4По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. …
22Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 23написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. …
39Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Деяния, 15:3-4, 22-23, 39-41

4Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. 5И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
Деяния, 16:4-5

22Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
Деяния, 18:22

17Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, 19работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; 20как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, 21возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа….
26Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, 27ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. 28Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. 29Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
Деяния, 20:17-21, 26-29

14Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
Иакова, 5:14

4Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 7Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
1-е Петра, 2:4-8

13Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.
1-е Петра, 5:13

5 Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. 6Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, 7ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. … 9Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. 10Посему если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
3-е Иоанна, 1:5-7, 9-10

1Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. 2Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому. 3Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь.
16Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. 17Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
23Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
Римлянам, 16:1-4, 16-18, 23

17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
1-е Коринфянам, 4:17

4А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
1-е Коринфянам, 6:4

17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
1-е Коринфянам, 7:17

32Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, 33так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
1-е Коринфянам, 10:32-33

16А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
18Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь (скорее – когда соберетесь церковью), между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. 19Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
 22Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю.
1-е Коринфянам, 11:16, 18, 22

14Тело же не из одного члена, но из многих. 15Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19А если бы все были один член, то где было бы тело? 20Но теперь членов много, а тело одно. 21Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27И вы - тело Христово, а порознь - члены. 28И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 31Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
1-е Коринфянам, 12:14-31

2Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. 4Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. 5Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
12Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
23Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
18Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. 20Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. 21В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
27Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. 28Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. 29И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
32И духи пророческие послушны пророкам, 33потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых. 34Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 35Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. 36Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? 37Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
1-е Коринфянам, 14:2-5, 12, 18-21, 27-29, 32-37

9Ибо я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
1-е Коринфянам, 15:9-10

1При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 2В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
17Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. 19Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
1-е Коринфянам, 16:17-19

1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2-е Коринфянам, 1:1-2 

1Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
18С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, 19и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, 20остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
23Что касается до Тита, это - мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это - посланники церквей, слава Христова. 24Итак перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
2-е Коринфянам, 8:1-2, 18-20, 23-24

8Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
28Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
2-е Коринфянам, 11:8-9, 28

1Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским: 3благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5Ему слава во веки веков. Аминь.
13Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
Галатам, 1:1-5, 13-14

15Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 16непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его 18и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых 19и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Ефесянам, 1:15-23

8Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово 9и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, 11по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, 12в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
20А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Ефесянам, 3:3-12, 20-21

22Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. 33Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Ефесянам, 5:22-33

1Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. 2Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, 3потому что обрезание - мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, 4хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.
Филлипийцам, 3:1-6

15Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
Филлипийцам, 4:15-16 

9Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,10чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли - все Им и для Него создано; 17и Он есть прежде всего, и все Им стоит.18И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,19ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота 20и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
24Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,25которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Колоссянам, 1:9-20, 24-29

14Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. 15Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. 16Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
Колоссянам, 4:14-16

1Павел, и Силуан, и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1-е Фессалоникийцам, 1:1

14Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, 15которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, 16которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
1-е Фессалоникийцам, 2:14-16

1Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг к другу между всеми вами, 4так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами 5в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
2-е Фессалоникийцам, 1:1-5

1Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
14Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, 15чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. (Восточный перевод смысловой (CARS): чтобы, если я и задержусь, ты бы знал, как следует вести себя в доме Всевышнего. Этот дом - святой народ верующих, принадлежащий живому Богу, опора и утверждение истины.  )
16Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
1-е Тимофею, 3:1-5, 14-15, 16

1Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, 2и Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: 3благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Филимону, 1:1-3

11Ибо Освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12"Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя". 13И еще: "Я буду уповать на Него". И еще: "Вот Я и дети, которых дал Мне Бог".
Евреям, 2:11-13

22Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, и к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 24И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
Евреям, 12:22-24

4Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.
 10Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний; 11то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
20Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей. 
Откровение, 1:4-5, 10-11, 20

1Ангелу Ефесской церкви напиши:…
7Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия….
8И Ангелу Смирнской церкви напиши: …
11Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти….
12И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: 13знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
17Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам:
18И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
18И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: 23И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим….
29Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам.  
Откровение, 2

1И Ангелу Сардийской церкви напиши:…
6Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 7И Ангелу Филадельфийской церкви напиши:…
13Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 14И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: 15знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!...
21Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 22Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Откровение, 3

16Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
Откровение, 22:16
 


2 комментария:

  1. А как ты можешь прокомментировать тот факт, что само слово "церковь" пишется по-разному: иногда с большой буквы, иногда с маленькой? Церковь ведь она Божья, так почему же в большинстве случаях идет не заглавная буква?

    ОтветитьУдалить
  2. На самом деле, очень не важно, с какой буквы всё пишется. Главное - какое значение закладывается в то или иное слово

    ОтветитьУдалить

Кнопки