суббота, 20 декабря 2014 г.

Галаты – наблюдатели дней, месяцев, времен и годов



Прочитав на одном форуме мнения людей о том, как разъясняется послание апостола Павла к Галатам, в частности, отрывок о соблюдении дней, месяцев, времен и годов, не мог обойти вниманием этот вопрос. И когда, как мне кажется, я максимально всесторонне подошёл к этой «проблеме», мне показалось, что большинство читает Библию, имея при этом уже сформировавшиеся предубеждения, побуждающие их делать именно такие выводы, какие ближе всего к их взглядам на некоторые вещи в Писании.

Речь идёт о том, как я уже сказал, что Павел имел в виду в изречении «наблюдаете дни, месяцы, времена и годы».

Для тех, кто поддерживает идею «отмены» Христом субботнего дня, равно как и других заповедей Божиих, в этом предложении нет ничего странного: мол, Павел лишь подтверждает отмену дня покоя.

Исследуя данный вопрос, я обратился не только к самому посланию к Галатам, но попутно разузнал немного интересного и о самих галатах, привлекая другие источники информации.

Глава 1
6Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

Итак, определённо, что после того, как Павел благовествовал галатам, появились люди, которые начали искажать учение либо вовсе пытались вернуть приобщённых ко Христу жителей Галатии обратно в лоно языческих верований.

Вот одно из описаний Галатии, то есть страны (местности), где жили галаты (источник):
"Галатия (Galatia) — плодородная страна, принадлежавшая некогда отчасти к Фригии, отчасти к Капподокии, лежавшая почти посредине Малой Азии, граничившая с Пафлагонией, Понтом, Каппадокией, Ликаонией, Фригией и Вифинией и получившая название от своих обитателей - галатов."

По историческим свидетельствам, племена галатов вторглись в Малую Азию через Балканский полуостров в первой половине III в. до х.э. С данными племенами греческим правителям пришлось вести долгую и упорную борьбу, в результате которой галаты были оттеснены во внутренние районы Малой Азии. На карте видно, что Галатия находилась прямохонько посередине нынешней Турции.
 
 Интересным является тот факт, что, несмотря на свое кельтское происхождение, галаты довольно охотно переняли чуть ли не весь греческий и фригийский пантеон богов, в том числе Кибелу, «матерь богов». В частности, известно, что римский полководец Гай Марий посетил Галатию в 99-98 гг. до н. э., формальным поводом к чему было принесение жертв этой самой «матери богов».


Вот что известно о Кибеле (Википедия):
«Кибе́ла, Цибела, иногда Кибеба – в древнегреческой мифологии богиня, имеющая фригийские корни. Известна также под именами Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов. Первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшеейся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). От служителей Кибелы, исполнявших культ, требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления во имя Кибелы неофитов, предававших себя в руки этой богини.». Кибела, кстати, почиталась и в Вавилоне, о чем есть соответствующие свидетельства. В общем, универсальное божество.

Не правда ли, Кибела напоминает нам также кое-кого из почитаемых ныне в православных церквях и католических костёлах? Но сейчас не об этом.

Галаты были крепко связаны кровавыми узами религиозных верований, сначала своих, а потом и перенятых у других народов. Так, несмотря на то, что территория Галатии была разделена между тремя племенами, они собирались на совет в «священной дубовой роще» Друнеметон, расположенной к юго-западу от столицы тектосагов Анкиры (нынешняя Анкара).
 
Не исключено, что более быстрому переходу на поклонение греческим божествам был аналогичный символизм в поклонениях, основанный на «священности» дубовых деревьев. Известно, что в Греции это дерево было посвящено верховному «богу-громовержцу» Зевсу. «Дубовыми» нимфами являлись дриады. По легенде, у Геракла была дубовая палица.

Кельтские жрецы–друиды превращали дубовые рощи в настоящие святилища и культовые центры, а дубовые ветви использовали в различных ритуальных обрядах. Само слово «друид» происходит, по мнению исследователей, от древнего названия дуба. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира и ассоциировался с силой и мудростью. (информация с этого сайта)

Судя по тексту послания к Галатам, кельты после благовествования Павла были немного «подправлены» влиянием ветхозаветных иудейских учений. Как мне кажется, это произошло не без влияния ревнителей-иудеев, которые продолжали преследования христиан как сразу после смерти Христа, так и в последующие годы.

В то же время не могу утверждать, что иудейство проникло и закрепилось в Галатии до прихода туда Павла, поскольку для иудеев контакты с язычниками были «противопоказаны». Другое дело, если язычники приходили к иудеям и поселялись среди них – таких мест описано в Библии много (Руфь и т.д.).

Итак, система жертвоприношений, описанная в Ветхозаветных писаниях и действовавшая до жертвы Христа, более которой уже никогда не будет и которая стала истинным искуплением грешников за грехи, нашла своё крепкое утверждение у галатов. Это и неудивительно на той религиозно-обрядовой почве, на которой взросли галаты: как у греков, так и у самих кельтов культ жертвы был развит весьма «прилично». Иудеям оставалось немного подправить его – и дело с концом.

Глава 3, Галатам
2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? 3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

В этом месте видно, насколько тлетворным оказалось натаскивание галатов соблюдать закон Моисеев, то есть все религиозные обряды, описанные в свитке закона, написанного рукой пророка и «прибитого ко кресту» Иисусом («истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою», Колоссянам, 2:14-15).


Глава 3, Галатам
23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. 24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя.

В итоге получилось так, что не исполнение закона привело к Духу, а благовествование Павла закончилось для галатов началом соблюдения бессмысленных ритуалов, омовений и т.п. То есть духовное воплотилось в дела рук. Не без помощи иудеев, конечно...

Глава 4
8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. 9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? 10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. 12Прошу вас, братия, будьте как я, потому что и я как вы. Вы ничем не обидели меня: 13знаете, что хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. 15Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. 16Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? 17Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. 18Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

Что же видим в этом отрывке? Здесь и божества, которым поклонялись галаты ещё до прихода Павла, а также те самые «ревнители», которые могли придти в Галатию по стопам Павла. И, конечно же, толкование дней, недель и месяцев может идти как от язычества, так и от древнееврейских моисеевых заповедей.

В частности, у греков каждый день недели посвящался божеству: Селене (богиня Луны), Аресу (бог войны), Гермесу (бог торговли и вестник богов), Зевсу (отец богов), Афродите (богиня любви и красоты), Кроносу (бог времени) и Гелиосу (бог Солнца). (источник - http://www.hispanista.ru/articulos/linguistica/semana.shtml)

Аналогичные параллели можно провести и в названиях месяцев, а также в самом характере традиций, прочно увязанных с поклонением различным божествам и соблюдением обрядов.

Про ветхозаветные праздничные дни, то есть «субботы ваши» (не путать с «субботой Господу Богу», то есть шестым днем), новолуния и новомесячия мы хорошо знаем из Писаний, а если не знаем или подзабыли, то быстренько освежаем знания: Левит, 23:32; Осия 2:11; Колоссянам, 2:16. Именно этим праздникам, а также следованиям "субботним годам", обучали галатов, судя по тексту послания, те самые ревнители закона Моисеева, которые следовали за Павлом.

Глава 4
3Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; 4но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, 5чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Таким образом, могу с удовлетворением прежде всего для себя сделать вывод, что и в послании к Галатам речь не идёт об отмене какой-либо или всех заповедей Божиих. Ведь воистину Павел сам благовествовал для всех: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих. (1 Коринфянам, 7:19)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кнопки