пятница, 21 марта 2014 г.

Зачем христианам Ветхий Завет, или К чему ветхозаветные страсти


Некоторые «евангельские» церкви (не буду перечислять – не вижу смысла) просто-таки до умопомешательства настаивают на святости для христиан только лишь одного Нового Завета. Мол, Иисус, пришедши на землю, всё переписал, поэтому можно взять ножницы да отрезать ветхое…
При этом в учет не ставятся даже слова Христа о том, что Он призван исполнить всё то, что написано и заповедано:
Мтф 5:17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»
Стоит ли дальше обсуждать, насколько Ветхий Завет является неотъемлемым от Нового Завета, данного нам Иисусом? Наверное, обсуждать можно что угодно и когда угодно, тем более что само Слово Божие даёт нам такую возможность, в особенности в тех местах, где толкование совсем неоднозначно.
Итак, Ветхий Завет, по моему глубочайшему уверению, дан как иудеям, так и христианам для того, чтобы просветить, научить и показать, как нужно и можно делать, то есть как Заповедано, а как делать нельзя. Именно поэтому Ветхий завет изобилует откровенными сценами насилия, предательством по отношению к Богу (стоит только посчитать, сколько раз народ израильский отворачивался от Господа и воздвигал себе идолов), сценами извращения, инцеста и прочими мерзостями. Критики Библии указывают на это как на подтверждение тезиса об отсутствии какой-либо святости Слова, о его низменности и никчёмности. И если неподготовленный читатель станет перелистывать именно те стихи, в которых присутствуют все те гадости, о которых я упомянул, то так и получится: Библия предстает перед таким обывателем как обычная жёлтая пресса…
А ведь на самом деле не всё так, вернее, всё не так.
Для понимания смысла написанного Перстом Божиим недостаточно прочтения отрывков из Библии. Разве мы читаем газетные заметки сразу из средней части? Правильно, для осознания мотивов появления в Священном Писании того или иного стиха или главы нужен более общий подход.

Ветхозаветные страсти:  идолопоклонство
К примеру, почему в Библии столько сказано об отступлении народа Израиля от Господа «за спиной» Моисея? Такими событиями изобилует не только Пятикнижие Моисея во времена Исхода, но в особенности Книги Иисуса Навина и Судей. Означает ли это, что Господь «навязывал» народу Израиля свою любовь и свои Заветы вопреки воле народа? Нет, наоборот, всякий раз, когда люди отворачивались от Бога, почитая Дагона, Ваала либо Молоха, Господь в итоге прощал им и принимал в своё лоне. Конечно же, за свои поступки всем причиталось, и отворот не оставался безнаказанным, но возвращение к истинному Господу, согласно Первой Заповеди, всегда принималось. Этим, кстати, проводится красная черта между человеком, спотыкающимся, сбивающимся с пути, коим казался народ Израиля, и человеком, обитавшим в содомских и гоморрских стенах, навечно закованным в цепи своих грехов, принимавшим эти цепи за масло на своих руках и не желавшим отказываться от неблагочестивых «благ».
Чему сказанное учит? Эти слова учат нас большой и безграничной любви, которую питает Господь к людям. Поэтому Он и прощает им слабости, принимает в своё лоно покаявшихся, но в то же время не оставляет грешников безнаказанными.
Не подумайте, что я пытаюсь каким-то образом умилить «строгие», если не сказать «жесткие» формулировки, которые использовал Господь в отношении народа Израиля в период Исхода (например, Левит 27:15 « проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!», 28:15 «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» и еще во многих местах). С учётом того, насколько духовно рыхлым был израильский народ, подобные «проклятия» имели целью не запугать людей, а, скорее, отвернуть от иных божеств и прочей «нечисти» - Ваала, Дагона, Молоха и т.п. При этом не могу не восхититься настойчивостью и терпением, с которым Господь учил уму-разуму народ. Чего стоит только первая и вторая попытки передачи Моисею каменных скрижалей с Заповедями на фоне поклонения Израиля идолам, а также их многочисленных «проступков» («искушали Меня уже десять раз»).

Ветхозаветные страсти:  разврат
Быт 19:5: «и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их».
В Ветхом Завете уже с самых первых глав Бытия нам встречается то тут, то там разврат и похоть. Пика греха достигли ветхозаветные Содом и Гоморра, а также малоизвестные Адма и Севоим. Эти города были суть вместилищем грехопадения людского, поэтому были стерты с лица земли Рукой Господа. Но начался ли с этого и закончился ли на этом разврат? Нет.
Главы ветхозаветных книг пестрят страстями, схожими с современными «мыльными операми». Достаточно вспомнить историю Иакова и в особенности его жен Лии и Рахили со служанками. Не в духе ли мексиканских героинь были интрижки сестер?
Быт 30:1 «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю». 
и затем
Быт 30:3 «Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее».
Да и сестра ее не ушла далеко:
Быт 30:9 «Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, и он вошел к ней».
Еще более «развратно» поступили дочери Лота, вышедшего из Содома. Этот пример вообще приводится некоторыми критиками Библии как популяризация в Слове Божием инцеста (Бытие 19:36 «И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего»). На самом деле даже в меру внимательный читатель далее по Слову Божьему может увидеть, что сделалось с Бен-Амми и Моавом, сыновьями дочерей Лотовых, давшим рождение соответственно Аммонитянам и Моавитянам (Второзаконие 23:3 «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки»). Господь, как видно, оставил их среди живущих, однако Благодать Его на них не распространил.

Чему же учит нас Библия этими историями? Сперва можно подумать, что Бог весьма жесток по отношению к роду людскому, что Он постоянно и беспрестанно хлещет плетью над головами и даже сам создает такие условия, в которых люди начинают искушаться и поддаваться разврату, интригам и прочим мерзостям.
На деле же, по моему глубокому убеждению, не следует рассматривать приведенные в Библии примеры как свидетельство развращенного характера Писания. Ведь всё написанное в Ветхом Завете нам дано не для того, чтобы мы слепо копировали поведение народа Израиля, а для того, чтобы учились, как должно поступать и как делать нельзя.
Ведь человек по своей сути может отличить доброе от худого, а от невозможности это сделать рождаются кривотолки и извращения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кнопки