понедельник, 14 апреля 2014 г.

Пасха – Воскресение?

Продолжая тему Пасхи, хотел бы вновь акцентировать внимание на ее самой сути. Давайте немного разберемся, абстрагировавшись и от учений всех церквей, и даже от Библии.
Что по сути важнее для христианина: факт принесения Иисусом себя в жертву (т.е. Пасха Христова) за грехи наши либо его последующее Воскресение?
Сложный вопрос. Но выбирать – это значит поддаться компромиссу.

Нужно рассматривать оба события как связанные, однако это не значит, что Пасха – это и есть Воскресение. Нет. Пасха – это жертва, и Иисус Христос заклан за нас. А Воскресение – это событие, подтверждающее, фактически, божественное происхождение Иисуса. Оно не является логическим продолжением самой Пасхи, но, как предсказывал сам Христос, связано с Пасхой.
Итак, Христос стал для нас Пасхой, Агнцем, закланным за всех людей. Для этого он и пришел на землю, как и предсказывал еще пророк Исайя за несколько столетий до Рождения Христа.

Как и почему Пасха иудейская стала Пасхой Христовой – читаем в Писании, например:
1-е Послание Коринфянам, 5
7Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. 8Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

Фактически, апостол утверждает о том, что Пасха ветхозаветная завершена, а христианам подобает праздновать Пасху Христову.

Может быть, именно это сподвигло служителей церквей 4-го века принять решение о разделении Пасхи еврейской и Пасхи Христовой.
В частности, в 325 году на 1-м Вселенском соборе, прошедшем в Никее, установили «не справлять Пасху по-иудейски».
Согласно 1-му правилу Антиохийского cобора (341 год), принятое в Никее постановление гласило:
«Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, пресвитер или диакон после сего определения дерзнет, к развращению людей и к возмущению церквей, особиться, и с иудеями совершать Пасху, то такового святой Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, как соделавшегося не только виной греха для самого себя, но и причиной расстройства и развращения многих. И Собор не только таковых отрешает от священнослужения, но и всех, дерзающих быть в общении с ними, по их извержении из священства»

Как видим, желание многих христиан отделиться от иудеев было выше наставлений Господа и Его апостолов, как заповедано в Библии. В итоге в церквях, где преобладали «бывшие» язычники, изменилось смысловое наполнение Пасхи: вместо воспоминания о Вечере и о заместительной смерти Христа (Пасхи), был введен новый праздник, посвященный Воскресению Иисуса, назвав его ветхозаветным термином Пасха и переместив его с 14-го Нисана на воскресенье после Иудейской Пасхи.

Приведу здесь некоторые исторические свидетельства первых веков о спорах вокруг Пасхи, почерпнутые мной на других сайтах.
Итак, раннехристианский писатель Иероним Стридонский (342 - 420 гг.) утверждал в Комментарии на Евангелие от Матфея (гл. XXV ст. 6), что первые христиане в день иудейской Пасхи ночью на рассвете ожидали возвращения Христа:
«По иудейскому преданию, Христос придет среди ночи, подобно исходу из Египта, когда совершалась Пасха и проходил губитель, и Господь снизошел на кровли, и кровью агнца были освящены косяки входов наших. Отсюда, по моему мнению, возникло и предание апостольское, чтобы в день кануна Пасхи до наступления половины ночи не позволяли отпускать народ, ожидающий пришествия Христова».
Евсевий Памфил (263—340 гг.) в V томе (п. 24) Церковной истории приводит письмо асийского епископа Поликрата к епископу Рима Виктору о праздновании Пасхи 14 Нисана:
«Мы строго соблюдаем этот праздник: мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе …; Иоанна, возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу, свидетеля и учителя, который почивает в Эфесе; и Поликарпа Смирнского, епископа и мученика; и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который покоится в Смирне. Говорить ли о Сагарисе, епископе и мученике, который покоится в Лаодикии, о блаженном Папирии, Мелитоне евнухе, целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых. Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, самый малый из вас, поступаю так, как передано мне моими родственниками; им следую».
Далее он цитирует рассказ богослова епископа Лиона Иринея (прибл. 130-202 гг.) о споре епископа Поликарпа с епископом Рима Аникетом, в котором Поликарп настаивал на праздновании Пасхи 14 Нисана:
«Ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа, и обращаясь с остальными апостолами, ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что обязан сохранять обычаи предшествовавших ему пресвитеров».
Пасхальный спор не утихал до IV века. Евсевий Памфил (263—340 гг.) в труде «Жизнь Константина» (кн. 3, гл. 5) относил вопрос о Пасхе к одной из главных причин созыва императором Константином I Вселенского собора:
«Появилась … так долго свирепствовавшая болезнь … разногласие касательно спасительного праздника Пасхи. Одни утверждали, что в этом должно следовать обычаю иудеев, другие, - напротив, говорили, что надобно тща¬тельнее наблюдать время и никак не следовать заблуждению людей, чуждых евангельской благодати … все народы много уже лет касательно сего предмета находились в разногласии».  
Однако даже после запрета празднования Пасхи 14 Нисана споры о ней не утихли. До сих пор западная (ныне католическая) и восточная (ныне православная) церкви не могут прийти к единству в вопросе о дате празднования Пасхи и отмечают ее в одно из воскресений весны, определяя его каждая по своим методикам, с использованием разных календарей (католицизмом – григорианского, православием - юлианского), поэтому чаще всего по разным дням.

Итак, как же христианам заповедано праздновать Пасху? Так же, как и в Ветхозаветные времена либо как-то по-особому?

Обратимся к Библии, и мы увидим, что Новозаветная Пасха – это, фактически, есть Евхаристия.

При этом сам Христос еще до установления таинства Евхаристии на Вечере подробно объяснил народу и ученикам, для чего нужно вкушать Плоть и пить Кровь Сына Человеческого: чтобы получить жизнь вечную и воскреснуть в последний день (Ин. 6:53-54). Более того, Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем. Как послал Меня жывый Отец, и я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:56-57).

Значительная часть христиан первых трех веков Пасху, как и иудеи, отмечали вечером 14 Нисана по еврейскому лунно-солнечному календарю в независимости от дня недели. Этот факт также не оспаривается ни историками, ни богословами. Конечно, праздник сильно отличался от иудейского. Не было в нем ни агнца, ни горьких трав (см. Исх. 12:1-14, Чис. 9:1-12). На Пасху совершалась, как я уже упомянул, евхаристия - преломление хлеба и причастие вином (см. Лук. 22:14-20, Мф. 26:26-28, Марк. 14:22-24). Именно так заповедал Иисус и учили апостолы.

Кстати, в 2014 году, по моим скромным подсчетам и по лунному календарю, время Вечери приходится на 14 апреля (вечером), Пасхи – на 16 апреля, вечер (т.е. фактически – вечер 15 апреля – день 16 апреля до вечера), Воскресения – на 17-18 апреля (вечер четверга – пятница до вечера). Не забываем про Субботу Господню (4-я заповедь).
Так что празднование Пасхи Христовой по этим правилам – 16 апреля (среда), Воскресения Христа – 18 апреля (пятница).
Если же равняться чисто на дни недели, как принято в современных церквях по современным календарям, то, согласно приведенным в Библии данным, Вечеря придется соответственно на вечер четверга (17 апреля), Пасха (распятие) – на пятницу (18 апреля), а Воскресение – соответственно на воскресенье (20 апреля).

Лично я не вижу особой хулы на Господа в праздновании Пасхи в иной день. Ведь в любом случае это – не день рождения, дата проведения которого у каждого человека (в большинстве случаев) точно известна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кнопки