четверг, 29 мая 2014 г.

Соблюдение 4-й заповеди и воинская повинность


Так как многие из моих знакомых являются военнослужащими, а я с некоторых времен «открыл» для себя соблюдение Заповедей Божиих в том виде, в котором они были даны Господом Моисею на каменных скрижалях, а потом, с заключением Нового Завета – записаны в сердцах наших, то для меня немного актуализировался вопрос соблюдения 4-й заповеди, то есть соблюдения субботы.
Работать по субботам - это нарушение заповеди об отдыхе в день субботний.
«8Помни день субботний, чтобы святить его; 9шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, 10а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исход, 20)
Но, проведя небольшое расследование, я пришел к выводу, что в некоторых случаях выход на службу в субботу не является нарушением.
Поясню.
В Библии сказано, что левиты должны были охранять скинию собрания во все дни, то есть и в субботу тоже. Из этого делаю вывод, что для них охрана скинии либо не является работой.
Подтверждение находим в следующих местах:
Числа, 3
28По счету всех мужеского пола, от одного месяца и выше, восемь тысяч шестьсот, которые охраняли святилище.
1-я Паралипоменон, 9
19Шаллум, сын Коре, сын Евиасафа, сын Корея, и братья его из рода его, Кореяне, по делу служения своего, были стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень. […] 23И они и сыновья их были на страже у ворот дома Господня, при доме скинии.
1-я Паралипоменон, 24
27Посему, по последним повелениям Давида, исчислены левиты от двадцати лет и выше, 28чтоб они были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, 29для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякою мерою и весом, 30и чтобы становились каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, 31и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано о них, - постоянно пред лицем Господа, 32и чтобы охраняли скинию откровения и святилище и сынов Аароновых, братьев своих, при службах дому Господню.

Но мы не левиты. Поэтому продолжил свои поиски. И нашел довольно интересные места, на которые ранее почему-то не обращал внимания.
Так, в некоторых стихах Библия приводит довольно любопытные ситуации с людьми, принадлежащими к различным профессиям. Здесь имею в виду такие профессии, как сотники (то есть воины, военнослужащие) и телохранители. В частности, таковым был прямой наказ охранять вверенное им здание, имущество, а также покой самого царя, помазанника Божия, и его покоев:
3-я Царств, 14
27И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты и отдал их на руки начальникам телохранителей, которые охраняли вход в дом царя. 28Когда царь выходил в дом Господень, телохранители несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей.
Следует полагать, что Ровоам входил в дом Господень не только по обычным дням, но и по субботам.
Идем далее.
Священник Иодай, слуга Господний, собрал целый «батальон» сотников, телохранителей и скороходов (т.е. тех, которые быстро доставляют сообщения, связисты, по-нашему), заключив с ними договор (т.е. установив служебные отношения) и дав им прямое указание охранять царский дом, даже в субботу:
4-я Царств, 11
4В седьмой год послал Иодай, и взял сотников из телохранителей и скороходов, и привел их к себе в дом Господень, и сделал с ними договор, и взял с них клятву в доме Господнем, и показал им царского сына. 5И дал им приказание, сказав: вот что вы сделайте: третья часть из вас, из приходящих в субботу, будет содержать стражу при царском доме; 6третья часть у ворот Сур, и третья часть у ворот сзади телохранителей, и содержите стражу дома, чтобы не было повреждения; 7и две части из вас, из всех отходящих в субботу, будут содержать стражу при доме Господнем для царя; 8и окружите царя со всех сторон, каждый с оружием своим в руке своей; и кто вошел бы в ряды, тот да будет умерщвлен. И будьте при царе, когда он выходит и когда входит. 9И сделали сотники все, что приказал Иодай священник, и взяли каждый людей своих, приходящих в субботу и отходящих в субботу, и пришли к Иодаю священнику.

То есть на практике получается, что покой одних людей в субботу не означает стопроцентного покоя для таких профессий, как сотники, телохранители и скороходы. Напротив, субботний покой должен быть обеспечен, его нужно охранять, и решение этих задач возложена именно на них – на сотников и телохранителей.
Будет ли это нарушение 4-й Заповеди? Является ли служба в таком виде работой, то есть делом?
В Библии я не встретил (пока что) ни одного места, где несение службы «в карауле» в субботний день расценивалось бы как нарушение субботы.

В итоге делаю вывод: несение службы сотниками и телохранителями не есть нарушение 4-й заповеди…

Еще в Библии находим места, где «охрана» осуществлялась даже в день субботний. Никто не пишет, что это не есть нарушение заповеди, но и обратного тоже нет. Можно сделать вывод, что профессия или выполнение обязанностей стражника в любой день – это долг, это то, что способствует покою остальных людей:
Неемия, 4
7Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно. 8И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его. 9И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них.
Неемия, 13
19После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний. 20И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два. 21Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. 22И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!

Теперь рассмотрю такой пример.
В субботу меня военнослужащего ставят в наряд. Это практически такой же случай, как описан в 3-й и 4-й книгах Царств. В задачи военнослужащего входит обеспечение сохранности здания, имущества, слежение за тем, как несут службу его подчиненные, выполнение поручений начальства (сходи-принеси-подай-проводи и т.п.). Естественно, охрана режимных зданий обеспечивается на высоком уровне, то есть не голыми руками.
Является ли это нарушением 4-й заповеди?
Попробую разобраться и провести сравнительный анализ.
Итак.
Сотники и телохранители Ветхого завета
Соответствие
Современный военнослужащий
Скорее всего, верующие иудеи, для которых заповеди – это закон.
100%
Верующий человек, для которого заповеди Божьи – это моральный и этический закон.
Назначаются в наряды (для охраны) вышестоящим начальством
100%
Назначаются в наряды (для охраны) вышестоящим начальством
Их начальство верующее
0
Начальство, скорее всего, неверующее и/или не соблюдающее субботу
Выполняют задачи с оружием в руках (чаще всего)
50%
Выполняет задачи с оружием в руках (только в нарядах)
Обеспечивают покой, в том числе в день субботний, других лиц (царей, священников, простых людей)
100%
Содействует обеспечению покоя, в том числе в субботний день, других лиц (руководства страны, командования вооруженных сил, священников всех деноминаций, простых людей)
Простым подсчетом можно сказать, что степень соответствия задач и некоторых других обстоятельств тем сотникам и телохранителям из Ветхозаветных времен составляет 70%. А это внушительно.
Вопрос о том, является ли начальство верующим и (или) соблюдающим субботу я включил для того, чтобы было понятно, сознательно ли военнослужащим говорят нести службу в субботу или начальству «до фонаря». В указанном случае, скорее всего, «до фонаря». Именно поэтому и вышло 70%.

Печально лишь то, что иногда в субботу военнослужащим приходится делать практически такие же задачи, как и в другие дни. Но, опять-таки, это – служба. Тем самым есть участие военнослужащего в обеспечении покоя других. А не учил ли Иисус творить добрые дела в субботу?

Заканчивая свои сегодняшние измышления, хотел бы провести параллели с соблюдением субботы в книгах Нового Завета непосредственно Иисусом Христом и Его борьбы с фарисейским «каменным» толкованием соблюдения дня субботнего.
Матфея, 12
9И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. 10И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? 11Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? 12Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. 13Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. 14Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его.

Глубоко вникая в смысл сделанного Спасителем, посмею провести тонкую параллель с тем, что приходится военным иногда делать по субботам, то есть не нести службу в наряде, то есть охранять, а решать задачи, аналогичные будним дням…
Есть ли у кого право сравнивать? «Можно ли исцелять в субботы?» Ведь если военный не сделает порученного, он может нанести вред своему начальству, которое нанесет вред вышестоящему начальству, покой которых в день субботний будет нарушен, даже если они не соблюдают такой день… И семья может быть затронута косвенно (например, лишат премии или оставят на службе намного дольше)… Можно ли тогда не выполнять задачи в субботу, если знаешь, что будет плохо? Ведь и написано: «23ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1-я Царств, 15).

Я всем сердцем хочу, чтобы несение службы в субботы не было нарушением субботнего покоя для других, особенно для семей.

И в заключение, говоря о библейских сотниках вообще, не могу не привести такой вот отрывок из Евангелия от Матфея:
Матфея, 8
5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. 10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. 11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Прям душа радуется за такого военнослужащего, заслужившего похвалу Иисуса!

ПРОДОЛЖЕНИЕ - ЗДЕСЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кнопки